Понедельник, 25.06.2018
Сайт Тищенко Тамары Николаевны
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обучение детей » Глухие, слабослышащие и позднооглохшие » Фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика.
ТамараДата: Пятница, 16.03.2018, 21:46 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Эффективным методическим приемом является фонетическая ритмика. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером
звука.  С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают
удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с
движением  помогает  запоминанию букв. 
Гласные звуки.
Движения, сопровождающие про­изнесение гласных звуков, должны быть плавными и
доста­точно продолжительными.
А – руки перед грудью. Произносим  звук А–  ши­роко разводим руки в стороны.  Используем кинестетическое восприятие. Еслипроложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то,
что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.
О – руки внизу. Произносим звук О –  руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный. 
У-  кисти рук у плеч. Произносим звук У –  руки вытянуты вперед. 
Э – руки вперед – в стороны.Произносим звук Э – руки поднимаем к плечам. 
И. – кисти рук у плеч.Произносим  звук  И – тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую на горло.
Согласные звуки.Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру
ар­тикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные
звонкие (б, д, е), смычно-проходные (м,н,л), фрикативные глухие (ф, с, ш, х),
фрикативно -звонкие (в, а, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч). 
Взрывные глухие согласные. Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые,
резкие, по динамике напряженные.
П: произнося слог ПА, резко опустить руки сосжатыми кулаками вниз; резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз,
одновременно произносить ПА- ПА- ПА.
Т: произнося слог ТА, резко раскрывать сжатый кулак, раскрывая сжатые кулаки, одновременно произносить ТА - ТА- ТА.
К : произнося слог КА, резко откинуть назад голову, одно­временно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.
Взрывные звонкие согласные.
Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые,
но расслабленные.
Б – руки согнуты в локтях. Произнося БА -БА -БА, расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед;
произнося слог БА, резко, но расслаблен­но опустить руки вниз.
Д – руки перед грудью.Произнося ДА-ДА- ДА встряхивать кисти перед грудью; произнося да, утверди­тельно кивнуть головой.
Г- произнося  ГА- ГА -ГА  многократно соединять указа­тельный и большой пальцы рук; произнося ГА, соединить ука­зательный и большой пальцы рук.


сурдопедагог
 
ТамараДата: Пятница, 16.03.2018, 21:49 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Смычно-проходные согласные.
Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы,
медленные, плавные, несколько напряженные. М – руки согнуты в локтях на уровне
груди. Произ­нося слог МА, на М руки вытягивать вперед, как бы
преодоле­вая сопротивление воздуха, на А – руки свободно разводятся в
стороны. Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в
другое.
Н. – руки перед грудью ладонями к себе. Произнося слог НА – руки вперед, ладонями вверх.
Л – руки согнуты в локтях,подняты на уровне плеч. Произнося ЛЯ -ЛЯ -ЛЯ, делать вращательные движения ки­стями рук.

Фрикативные глухие согласные.
Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, плавные,
продолжительные, очень напряженные.
Ф – руки на уровне шеи - ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Ф,
развести руки в стороны.
Х. – руки согнуты в локтях,ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Х, руки вытянуть вперед.
С – руки перед грудью.Произнося звук С, руки опустить вниз или развести в стороны.
Ш – руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения вниз.



сурдопедагог
 
ТамараДата: Пятница, 16.03.2018, 21:52 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Фрикативные звонкие согласные.
Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень на­пряженные,
дрожащие.
В – руки в стороны. Произнося звук В –  слегка покачивать прямыми руками и туловищем.
З – руки перед грудью.Произнося звук З – про­водить вибрирующие движения
кистей рук перед грудью.
Ж – руки перед грудью.Произнося звук Ж – рез­ким волнообразным движением опустить руки вниз.
Вибрант.
Произнося звук Р , согнутые перед грудью руки вращать одна вокруг другой. По динамике напряженно.
Аффрикаты.
Работа по вызыванию аффрикат  начинается когда
ребенок правильно произносит оба звука, «Т , С», «С,Ш». Сначала нужно на­учить ребенка произносить оба согласных звука без
интервала.Т С-Т С - Т С=Ц-Ц-Ц 
Между движениями, сопровождающими произне­сение этих звуков, также не должно быть интервала. Сокращая время
произнесения звука
, надо перейти на одно движение,  резко,с  силой раскрыть кулаки. Используя тактильные ощущения ребенка, дать
почувствовать силу воздушной струи. С Ш – С Ш –СШ=Щ-Щ-Щ
Дифтонги.
Работа проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук и вместе с другим гласным звуком   слитно так, чтобы один звук как бы вливался в другой. Произнесение звуков сопровожда­ется движениями, так
же плавно переходящими одно в
дру­гое.
 ИА-ИА-ИА-ЙА-ЙА-Я-Я-Я
ИО-ИО-ИО-ЙО-ЙО-Ё-Ё-Ё
ИУ-ИУ-ИУ-ЙУ-ЙУ-Ю-Ю-Ю
Первые звуки, над которыми необходимо работать :      
1. Гласные А,О,У,Э.
2.Согласные  П,М,В,Т,Н,Л. 
Фонетическая ритмика в этот период помогает формированию звуков по подражанию.Она готовит
артикуляционный аппарат к воспроизведению звука.Ребенок быстрее
запоминает  буквы с помощью фонетической ритмики.Фонетическая ритмика -
это движения, а дети любят двигаться.Они повторяют движения легко,
играя.Играя, учатся говорить правильно.


сурдопедагог
 
Форум » Обучение детей » Глухие, слабослышащие и позднооглохшие » Фонетическая ритмика.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2018

Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ в интернете только при наличии активной ссылки на http://tischenko.ucoz.ru/ и с указанием имени автора!
Использование фото-видео материалов ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!