Понедельник, 25.06.2018
Сайт Тищенко Тамары Николаевны
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обучение детей » Глухие, слабослышащие и позднооглохшие » Нарушение зрения - слепые и слабовидящие -литература
Нарушение зрения - слепые и слабовидящие -литература
cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 14:09 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Нарушения зрения (слепые и слабовидящие)
  • Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников
    // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
  • Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.
  • Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  • Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
  • Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. -
    №5.
  • Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.
  • Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001.
  • Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология
    человека. - 1996. - Т. 22, № 5. - С. 85-91.
  • Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
  • Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих
    учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября
    1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.
  •  
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 14:11 | Сообщение # 2
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
  • Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  • Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
  • Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и
    слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95.
  • Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
  • Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
  • Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1987. - 168 с.
  • Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под
    ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с.
  • Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
  • Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
  • Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
  •  
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 14:11 | Сообщение # 3
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
  • Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы
    Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей,
    посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.:
    Логос, 1997. - С.87-89.
  • Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
  • Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического
    развития: Автореф. докт. дис. - М., 1993.
  • Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье. - М., 1979.
  • Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.: Медицина, 1987. - С.5-32.
  • Матвеев В.Ф., Козловская Г.В. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей // Вопросы клиники и современной терапии психических
    заболеваний. - М.: Медицина, 1970. - С.270-272.
  • Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей / Под ред. В.З.
    Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.
  • Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 1995.
  • Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им.
    А.И. Герцена, 1974. - 210 с.
  • Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
  • Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена,
    1983. - 112 с.
  • Певзнер М.С. Психические особенности слепых детей при осложненных формах слепоты // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.:
    Медицина, 1966. - С.236-239.
  • Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 1988.
  • Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1985.
  • Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушением зрения. - М., 1999.
  • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. - М.: Город, 1998. - 262 с.
  • Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М.: ВОС, 1995. - С. 5-28.
  • Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001.- № 2.-
    С.84-88.
  • Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. - Л., 1981.
  • Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых / Под ред. З.Г. Ермолович. - М., 1988.
  •  
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 14:12 | Сообщение # 4
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
  • Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995.
  • Ростомашвили И. Е. Личностные особенности подростков с нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с
    нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и
    незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред.
    Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - С.79-80.
  • Рудакова Л.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - М., 1995.
  • Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 4.
  • Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 1997. - 121 с.
  • Солнцева Л.И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения // Дефектология. - 1995 - № 6. - С.35-39.
  • Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. -
    № 4. - С.3-8.
  • Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980. - 180 с.
  • Солнцева Л.И. Система компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте // Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.: Педагогика,
    1987.- С. 159-161.
  • Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.- М.: Полиграф-Сервис,
    1999. - 180 с.
  • Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей. - М.: ВОС, 1983. - 68 с.
  • Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1982. -
    С.43-56.
  • Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения
    //Дефектология. - 1990. - № 1.- С.16-21.
  • Феоктистова В. Л. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.: Просвещение, 1987.- С. 159-161.
  • Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга: Адель,
    1998. - 240 с.
  •  
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 15:07 | Сообщение # 5
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.
    Глава вторая.  СОДЕРЖАНИЕЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И
     ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯСЛЕПЫХ И СЛАБОВИ­ДЯЩИХ ДЕТЕЙИзучение речевых инеречевых процессов у детей с глубоки­ми дефектами зрения отвечает на многие важные вопросы означе­нии и роли в формированиикачественной стороны речи таких факторов, как возраст, состояние зрительной функции,моторики, окружающей среды, условий воспитания и т.д.Материал для обследованиянеобходимо подбирать таким образом, чтобы выявить потенциальные возможности ребенка, не устанавливая заранее границу речевогоразвития. Так как большинство детей сглубокими дефектами зрения не имеют опыта совместной игровой деятельности (особенно ярко этопроявляется у дошкольников и учащихсябез дошкольной подготовки), то на протяжении всего обследования выполнению задания должныпред­шествовать необходимые инструкции, показ, совместное выполне­ние и т.д.Учитывая сказанное,основу методики логопедического об­следования слепых и слабовидящих детей,
    способов регистрации его результатов можнопредставить следующей схемой.1. Анкетныеданные.  (Здесь же   следует указать  длитель­ность пребывания данногоребенка в детском саду или школе)2.   Анамнез:   нормальный;  отягощенный (указать вредности внутриутробного, натального и постнатального развития,патоло­гиюродов,   задержку физического  развития, позднее  появление
    речевых реакций, импрессивной  иэкспрессивной речи,   неравно­мерность формированияразличных сторон речи и др.).3. Физическое   и нервно-психическое состояние здоровья к моменту обследования: нормальное, осложненное  (привести данные из медицинской карты).4.Характеробщения до поступления в организованный кол­лектив:  удовлетворительное- педагогически направленное   обще­ние с  родителями и   другимивзрослыми,   постоянное общение со сверстниками, старшими   и младшими  детьми; неудовлетворительное, когда со стороны   близких людей и окружающих  практически отсутствует внимание к развитию у ребенка контактов.5.Состояниезрения:- характер нарушения зрительной функции и степень остроты
    зрения: тотальная слепота;   парциальнаяслепота с   сохранением
    форменного зрения (острота   зрения 0,01-0,04);  слабовидящие  с
    остротой зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2;  0,3 и выше;- время утраты  или   снижения   зрения: врожденный дефект;
    рано приобретенный;- причина утраты или снижения зрения: травма;  заболевание
    ЦНС; общие заболевания; причина неустановлена.6.Состояние   физического  слуха   (по   данным медицинской карты): полный, сниженный.7.Строение    артикуляционного   аппарата:  нормальное;   с негрубыми отклонениями.8. Исследование обшей и речевой моторики.
    Общая    моторика    проверяетсяпо заданиям:"Одеться. Раздеться. Застегнутьпуговицы. Обуться"; "Пройти от окна кдвери, размахивая обеими руками. Остановиться, встать на носочки, присесть. Покатать, мяч по полу от одной рукии другой", "Руки вперед, назад,вверх, вниз. Взять в правую руку флажок,руки над головой, переложить флажок из правой руки в левую. Правую руку вверх, а ноги в стороны. Рукиразвести в стороны. Левую ногу вперед".Состояние общей моторики оценивается по:- объему движений: полный, неполный;- точности выполнения: полная, неполная;- самостоятельности выполнения движений: полная, непол­ная,  выполняетсяс помощью взрослых;- координация движений: правильная, неправильная, отсут­ствует;- чувство равновесия: есть,- отсутствует;- осанка: правильная, неправильная.Отмечаются навязчивые движения  (покачивания и т.п.)Указывается качественное состояниеобщей моторики: мотор­ная напряженность, скованность, повышенная двигательная
    актив­ность, расторможенность.
     
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 15:07 | Сообщение # 6
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Стереогноз   и     мелкая     моторика руки    проверяютсяпо заданиям: "Открыть мешочек и  достать из него большой и маленький кубики, шарик, яйцо,мозаику боль­шую ималенькую",  "Снять кольца спирамидки, одеть   кольца  на пирамидку"  (регистрируются быстрота и точностьдвижения).Оцениваются:-  объем выполнения задания: полный,неполный;-  точность выполнения: полная,неполная;-  самостоятельность движения: полная,неполная, выполня­ется с помощью взрослых;-  координация движений: правильнаянеправильная, отсутст­вует.Отмечаются сопутствующиедвижения рук (прикосновения к глазам и др.).Речевая моторикапроверяется по выполне­нию ребенкомследующих заданий: Открыть широко рот. Показать зубы. Показать язык, выдвинув
    его вперед. Положить язык на нижнююгубу, а затем на верхнюю. Покачать языком из правого угла рта в левый.Сделать язык широким - "лопаткой", узким -"жалком", удержать язык в заданном положении определенное вре­мя.Оскалить зубы; надуть щеки. Подвигать языком вперед, вниз, вверх; сделать круговые движения языком по губам.Сказать "А" с широкооткрытым ртом (регистрируется сокращение "небной занавески").Оцениваются следующиепараметры движений артикуляционного аппарата:-■ активность движений: активные, вялые;-  объем: полный, неполный;-  точность выполнения: полная,неполная;-  самостоятельность выполнения: полная,неполная, выпол­няется с помощью взрослых.Дается также оценкамимических, движений: выразительность илиамимичность, гиперкинезу,  синкинезии.9. Исследование оптико-пространственногогнозиса и прыксиса  (ориентировкив большом и малом пространстве);-  ориентировка в сторонах: собственноготела и человека, сидящего напротив:полная, неполная, отсутствует;-  ориентировка в пространстве свыполнением движения   оп­ределенной последовательности ихарактера  (по заданиям):   пол­ная, неполная, отсутствует. Предлагаются для выполненияследу­ющие задания:  "Возьми со стола игрушку. Держи игрушку вруках. Поставь ее на стол   справа (слева, посередине). Подойди   с игрушкой к шкафу, положи ее в шкаф. Возьмиигрушку из шкафа. По­дойди   к  столу,   сядь   за  стол.   Положи игрушку на стол,под стол";-  дифференциация пространственных  понятий "выше - ниже", "дальше- ближе",  "справа -слева",  "впереди -сзади": полная, неполная, отсутствует.Проверка  проводится в игровой ситуации
    "Где спрятано?.."; -  ориентировка   в замкнутом пространстве по   направлению звука: полная,   неполная, отсутствует.   Проверка проводится   в игровой ситуации со звучащей игрушкой, часами  ("Где находится, лежит?..");-  конструктивный праксис: полный,неполный,   отсутствует. Проверка   проводится  по   следующим   заданиям:  "Расположить на  настольном  фланелеграфекубик из картона вверху, внизу, сбоку,
    посередине";  "Выполнить  (по подражанию) на фланелеграфе фигуры из веревочки:   круг-   "солнце", квадрат   - "кораблик", кривую линию -"волны"   (задание даетсяв  игровой форме:  "Сделай из
    веревочки вверху солнце, внизу - море (волны), а посередине   -кораблик")";  "Выложить  (по подражанию) из мозаики  прямую линию, флажок, круг, квадрат".
     
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 15:13 | Сообщение # 7
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    10.Исследование речи.
    Просодические характеристики:-  темп речи:быстрый,  замедленный, нормальный;
    L тембр голоса: мягкий, резкий;-  выразительность: речь слабая,   монотонная,  выразитель­ная;-  голос: тихий, крикливый, сиплый, немодулированный,  гну­савый;  атака голосатвердая или мягкая;-  дыхание: верхнее, шумное, прерывистое,нормальное.
    Фонетико-фонематическая      сторона речи изучается в следующем порядке.
    I.  Проверка произношения звуков.
    Изучается произношение звуков по подражанию и самостоя­тельное;
    изолированных звуков и в слогах (прямых, обратных, закрытых, простых и состечением согласных);
    в слогах различ­ной структуры, в предложениях, в связной речи.
    Произношение звуков оценивается как нормальное; единичные отсутствия; множественные отсутствия; единичные искажения; множественные искажения; единичные замены;множественные заме­ны.Следует указать также характер нарушения групп звуков (характеристику произносительной' стороны речи): сигматизм,ротацизм, ламбдацизмы,различные паралалии.
    II.  Проверка слуховой дифференциации фонетически   близких звуков.
    Изучается дифференциация  звонких - глухих,   твердых - мягких,свистящих - шипящих, звуков; аффрикатов и звуков,   вхо­дящих   в их   состав.  
    Задания:  "Поднять   руку, если услышишь нужный звук" (даются изолированные   звуки и вслогах   - СА-ША, ША-СА,  СА-ЗА,  ША-ЖА, ЖА-ЗА,  АЧ-АС,  МА-ДА, КА-ГА,  РА-ЛА,  и   т.д.);  "Повторить  слоги";   "Показать картинку  (для слепых  детей игрушку или рельефную картинку),  если в ее названии   ус­лышишь нужный звук"  (даются картинки и игрушки, названия кото­рых являются квази омонимами на проверяемый звук:   МИШКА--МИСКА, например).
    Оценка слуховой дифференциации дается по шкале: правиль­ная, неправильная, отсутствует.
     
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 15:46 | Сообщение # 8
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    III.  Исследование языкового анализа и синтеза, фонемати­ческих представлений.
    Ребенку даются следующие задания на анализ предложения и слоговой анализ:-
    определить количество слов и их последовательность в предложениях ("Машина едет",  "Рак ползет",  "Лиса бежит быстро"и т.п.);-  определить
    количество слогов и их последовательность в словах различной структуры (РАК, Ж .'А, МАШИНА).
    Задания на фонематический анализ:- определить звук на фонеме слова:  "Слышишь ли ты звук С в словах СЫР, СТУЛ, НОС,  ОСА, ШКАФ, РИС?;
    - определить место звука в слове  (в начале слоев,в сере­дине, в   конце):  "Где  ты слышишь   звук С   в словах СОК, ОСА, НОС?";
    - определить последовательность  звуков в слове:  "Какой звук ты слышишь в начало  слова? Потом?.."  (даются слова: СОК, СТУЛ,  МАМА, ДОСКА);-
    определить количество звуков в словах СОК, МАМА, ДОСКА.
    Задания на   слоговой синтез:   составить из данных слогов слово(предлагаются слоги в ненарушенной последовательности -ВО, РО, НА; РУ, КА и в нарушенной - КА, РУ; НА, МЛ, ШИ).
    Спро­сить ребенка, как из этих слогов составить слова.Задания на фонематический синтез: составить слово из данных звуков
    (звуки предлагаются в ненарушенной последова­тельности - М, А, К и в нарушенной - Т, О, Р).
    Спросить ребен­ка, как из этих звуков составить слова.Задания на фонематические представления :-  придумать слово на заданный звук;- разложить   на две  стопочки картинки   (для слепых детей игрушки или рельефные картинки), названия которых включают или начинаются на оппозиционные звуки (например, С-Ш).
    Оценка  языкового анализа и синтеза  и фонематических представлений дается последующей шкале: фонематический анализ есть, недостаточно сформирован,
    отсутствует; фонематический синтез есть, недостаточно сформирован, отсутствует; слоговой синтез есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематические
    представления есть, недостаточно сформированы, отсутствуют.
    Лексико-грамматическая    сторона речи.
    I. Импрессивная речь.
    Проверка обьема и качества пассивного словаря с помощью задания: "Покажи, где стол,стул, шкаф, мяч, машина, заяц, со­бака,платье, тапочки, полотенце,стакан, тарелка, ложка..." (слепым детям предъявляются предметы и муляжи, слабовидящим -предметы, муляжи и картинки).
    Проверка понимания обращенной речи с помощью заданий- поручений:  "Посади зайца на стул"; "Возьми тарелку и ложку"; "Покажи, как кушают суп"; "Покажи, как дети умываются";
    "Пока­жи, как ты причесываешься" и т.п.
    Выяснение понимания текстов различной степени сложности. Ребенку прочитываются или рассказываются стихотворения, сказ­ки, и по их содержанию он должен дать ответы на поставленные вопросы.Оценка качества импрессивной речи осуществляется по шка­ле: понимание речи полное, понимание отдельных фраз,понимание
    грамматических конструкций, понимание отдельных слов.
     
    cxpohДата: Среда, 21.03.2018, 15:47 | Сообщение # 9
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 11
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    2. Экспрессивная речь.Проверка объема и качества активного словаря:- определить владение   номинативной функцией слов   (пред­метной
    соотнесенностью) с помощью заданий:  "Назови, что   это?" (показывается стол, стул, шкаф, лампа, тарелка, стакан,ложка,
    цветок,   дерево,  рука,   голова,   нога, собака, кошка, корова, заяц, лошадь и проч.);  "Что одевают зимой на ноги, на   голову, на руки,   на тело?"   -
    валенки,   шапку, варежки,   пальто; "Чем едят суп?" ■  ложкой и т.д.  (проверка  способности к называнию предметов по их назначению);-
    проверить знание обобщающей функции слова с помощью за­дания:"'Покажи шапку, валенки,   варежки,пальто.   Как все это называется вместе?"  (одежда);-   исследовать  употребление  слов, обозначающих,действия (глаголов настоящего времени). Задания даются по серии
    картинок для слабовидящих, по выполнению действий с предметами и по описанию действий - для слепых детей:  "Кто  (что) это? Что  де­лает?"
    (девочка  сидит,   мальчик  держит шапку, дети обедают, птица летит, карандаш лежит на столе и т.д.);- исследовать употребление прилагательных
    с помощью  воп­росов:  "Стакан из стекла.   Как сказать, какой стакан?"   (стек­лянный); "Стол из дерева. Как сказать, какой стол?"
    (деревян­ный); Два карандаша -   большой и маленький. Какой   этот карандаш? А этот? (большой, маленький); "Две ленты - широкая и узкая. Какая эта лента?
    А эта?" ( широкая, узкая). Для слабо­видящих дается задание назвать предметы по их признакам: "Что это? Какого цвета?" (шарик голубой,
    яблоко красное, карандаш зеленый).
    Исследование грамматического строя речи:- изучить функцию словоизменения  (изменения существитель­ных по числам), выяснить умение употреблять  формы единствен­ного и
    множественного числа существительных с помощью вопросов по игрушкам, предметам, картинкам: "Скажи, что это?" (яблоко - яблоки, гриб - грибы, стол -
    столы, кукла – куклы,   рука - ру­ки, нога - ноги, рыба - рыбы ит.д.);
    - проверить правильность   употребления  падежных форм  су­ществительных по вопросам:  "Что   у мальчика на голове?"   (шап­ка); "У  кого в  руках
    мяч?"   (у девочки);   "Кому девочка дает молоко?"   (котенку);  "Дети лепят   снежную…   что?"   (бабу);"Мальчик рисует чем?" (карандашом);   "О чем  мы пели  сегодня песенку?"  (о елочке);-
    проверить  умение употреблять  мужской и женский род в глаголах прошедшего времени (изменять глаголы прошедшего  вре­мени по родам) по
    вопросам:  "Мальчик Шура взял яблоко. А  если Шура - девочка, как правильно сказать?"  (взяла); "Мальчик Женя читал книгу. А если Женя -
    девочка, как правильно  сказать?" (читала) и т.п. (для слепых, детей проводятся действия с кукла­ ми, одна из которых одета "мальчиком", а другая -   "девочкой"; изображаются   действия  "шел   -  шла",  "сел - села", "встал - встала" и т.д.);-   исследовать   согласование существительного с прилага­тельным ("кукла большая",  "мяч.кругль'1",
    "зеркало гладкое");-,• -  исследовать  функцию словообразования  по принципу: "большая - ложка,   маленькая - ложечка".   Вопрос-задание:
    "Что это?"  (кукла - куколка, стул - стульчик, стол -столик).
    Исследование связной речи:-проверить умение составлять предложения по опорным сло­вам(слабовидящим  предлагаются слова,   а слепым - макеты
    на фланелеграфе или сценическая  ситуация из  игрушек).  В задании  предлагаются слова: лес, дети, грибы, в, пошли, за  (или: птич­ки,  сидят, деревья,
    на);   дается инструкция, какое слово  куда нужно поставить, чтобы получилось предложение (по образцу);-проверить умение   составлять
    рассказы по  сюжетным  кар­тинкам (для слабовидящих), по сюжету, составленному из игрушек (для слепых), - например:  "Лиса и журавль",
    "Лиса и гуси";- исследовать развернутость самостоятельной речи по вопросам: "Что ты знаешь про зиму, весну, лето, осень?Чем тебе нравится
    зима, весна, лето, осень?Чем отличатся зима от ле­та, весна от осени?";-"Что утром делают дети?" (встают с пос­тели, умываются, одеваются, завтракают, идут на занятия).
    При оценке самостоятельной речи учитываются следующие характерис­тики: употребление одно-, двух- и многословных предложений; употребление простых и сложных предложений;
    форма изложения-перечисление или развернутая речь;употребление различных частей речи и их грамматическое оформление; логичность изло­жения, образность и выразительность.
     
    Форум » Обучение детей » Глухие, слабослышащие и позднооглохшие » Нарушение зрения - слепые и слабовидящие -литература
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2018

    Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ в интернете только при наличии активной ссылки на http://tischenko.ucoz.ru/ и с указанием имени автора!
    Использование фото-видео материалов ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!